Как воспитывать в себе уверенность? 10 методик!

Почему ребенок боится незнакомых людей и на чем основан этот страх? Такой вопрос беспокоит многих родителей малышей, и он вполне обоснован. Ребенок не идет на руки к чужим, прячется под столом или в шкафу, начинает нервничать и плакать при виде малознакомого человека. 

Особенности развития мальчиков и девочек в лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Особенности развития мальчиков и девочек в лет

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

С чего стоит начать?

Чтобы начать воспитывать в себе все необходимые качества и разобраться, в чем заключается ваша сила, нужно определить из чего состоит эта самая сила характера. В первую очередь, это те факторы, которые дают возможность человеку контролировать себя, свои инстинкты, эмоции, противостоять соблазнам в силу своих убеждений. Стоит отметить, что сила характера – это свобода от предрассудков, терпимость, уважение к окружающим и так далее. Перед тем, как начинать развивать сильный характер, нужно ответить на два основных вопроса: зачем вам это нужно, и какое значение имеет именно для вас сила характера. Деятельность, воспитывающая характер, основывается на ниже приведенных принципах.

Как принять своего ребенка

Крепкие семьи держатся на фундаменте любви, уважения друг к другу и взаимного приятия. Любить своего ребенка – это прежде всего принять ребенка, а значит, признать его право быть самим собой. Когда речь идет о крошечном человеке, который еще не умеет ходить и держать ложку в руках, это довольно просто – пока он полностью отвечает родительским представлениям о дитяти и его легко контролировать.

Но чем старше становится малыш, тем ярче проявляется его личность, и, увы, она не всегда устраивает его папу и маму. Родители всегда пытаются дать своему чаду то, чего не было у них, защитить от того плохого, что было в их жизни. Ожидания и страх за своего ребенка толкает их на то, чтобы проживать детскую жизнь вместо самого него. Они боятся дать ему возможность получить собственный опыт, набив собственные шишки.

Вместе с родительскими тревогами и беспокойством детям передаются их фобии. Чем больше мы стараемся оградить свою кровиночку от опасностей окружающего мира, чем сильнее опекаем наших детей, тем более неуверенными они становятся, ведь по сути этим мы сообщаем им, что жизнь полна неприятных неожиданностей и опасностей.

Как принять своего ребенка

Как перестать переживать и бояться за своего ребенка? Верить в него, поддерживать, любить и доверять. Помогать развивать достоинства и работать над недостатками.

Читайте также:  Как перестать ревновать: 3 реально работающих способа

Как научиться воспринимать его как самостоятельную полноценную личность? Избавиться от своих ожиданий в отношении своего ребенка, увидеть его особенности в реальном свете, ослабить контроль и позволить ему быть самим собой.

Как при воспитании не подавить личность ребенка

Воспитание ребенка – дело ответственное. Оно требует максимума терпения и минимума амбиций родителей. Ребенка надо направлять и интересовать, а не заставлять, подавляя его свободу выбора.

Многие родители руководствуются принципом: «Мы взрослые – нам виднее». Отчасти это утверждение верное, однако, какими методами при этом пользоваться имеет большое значение. Часто родительское «надо» — это скрытое «хочу», и в нем нет проявления заботы. Как же воспитывать ребенка, не подавляя его личность?

Советы

  • Предоставьте ребенку свободу выбора. С ранних лет он должен понимать, что такое личное мнение. Если ему хочется разукрасить нарисованного человечка или дерево в синий цвет, пусть так и будет. Не мешайте вашему чаду фантазировать. Со временем окружающий мир сам покажет ему истинные краски.
  • Еще сложнее, когда родители стремятся воспитать талантливого вундеркинда. Поэтому с детства отдают свое чадо во все возможные развивающие кружки. Родительское желание понятно, но для начала стоит присмотреться к своему ребенку, понять его способности, спросить о его желаниях. Руководствуйтесь тем, что комфортно и полезно для ребенка, а не для вас!
Как при воспитании не подавить личность ребенка
  • Нет авторитаризму! Общение с ребенком должно строиться по принципу диалога. Не перебивайте его, будьте спокойны, не заканчивайте за ребенка предложения. Дайте ему свободу в выражении мысли. И помните, семь повелительных фраз – это уже лекция!
  • При воспитательной беседе смотрите ребенку в глаза, старайтесь взглядами быть на одном уровне. Избегайте позиции «начальник-подчиненный». Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, равным человеком. Он запомнит это и будет уважать своего родителя-собеседника в дальнейшем.
  • Не наказывайте ребенка за плохие оценки в школе. Наоборот, дайте понять, что он может учиться лучше, предложите свою помощь в освоении учебного предмета. Чрезмерная строгость и требовательность развивают комплекс неполноценности. А у вас в приоритете должно быть психологическое здоровье ребенка, а не оценки.
  • Не скупитесь на похвалу, если ваше чадо делает хотя бы незначительные успехи. Мотивируйте его на еще большие победы и развитие.

Целью воспитания ребенка является формирование и развитие здоровой гармоничной личности. Родителям необходимо расставить приоритеты и не давать воли личным амбициям и эмоциям. Родитель и ребенок – это, прежде всего, напарники, где взрослая мудрость и детские желания должны находить выгодный компромисс.

Повышаем мотивацию младшего школьника

  • исправить двойку по русскому языку;
  • полностью делать домашние задания;
  • не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.
  • получить хорошую отметку,
  • получить похвалу учителя или мамы,
  • быть лучшим учеником,
  • хорошо знать предмет,
  • чтобы его не ругали дома, не наказали,
  • не исключили из спортивной секции,
  • купили велосипед и т. д.

Приемы, помогающие идти к успеху

  1. «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
  2. ребёнок получает возможность получить хороший результат.
  3. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
  4. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
  5. Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
  6. Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.

Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)

  1. Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
  6. трудности.
  7. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  8. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  9. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
  10. внешнего контроля.
  11. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
  12. моей деятельности ухудшается.
  13. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  14. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  15. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  16. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  17. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
  18. чем нереально высокие.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  20. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  21. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  22. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
  23. даже если задание достаточно трудное.
  24. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  25. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
Читайте также:  Инстинкты в Эннеаграмме и как их гармонизировать

Ключ к опроснику

«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».

  • Что для меня важнее всего ?
  • Что всего важнее для другого?
  • Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
  • Почему я делаю это так, а не иначе?

Общение или затворничество: что лучше для пугливого ребенка?

Практика показывает, что нелюдимыми могут долго оставаться те девочки и мальчики, в чьих домах не бывает гостей, и кто сам не бывает в обществе. Дети все время проводят наедине с мамой, поэтому появление других людей вызывает стресс. Они поздно начинают дружить, не умеют вести себя со сверстниками, избегают взрослых.

Сложности наступают тогда, когда ребенок не может сходить в магазин, боится спросить что-то в детском саду или школе, старается ограничить общение со всеми.

Те же семьи, которые постоянно ходят в гости, принимают друзей и родственников в своих домах, чаще всего растят малышей, открытых к общению, играм и дружбе. Такие дети легко могут завести разговор сами, принести и показать игрушки, поделки и задать взрослым интересующие вопросы. 

Если ваша семья относится к первому типу, не нужно впадать в крайности и с завтрашнего дня наполнять дом приглашенными незнакомцами. Выходить в общество следует постепенно. 

Общение или затворничество: что лучше для пугливого ребенка?

Увеличьте время прогулки с малышом, разговаривайте сами с ребятами на детской площадке, знакомьтесь с их мамами. Не отказывайтесь от приглашений, если вас с ребенком позовут в гости.  

Настраивайте детей на позитив: поиграете в интересную игру, сможете обменяться игрушками и научитесь рисовать на песке. Поощряйте общение и дружбу, зовите к себе домой, если имеете возможность принимать гостей.

Другое дело, если родители сами по себе необщительны, то и ребенок вполне вырастет таким. Причиной тому станет как раз родительское поведение, которое малыши перенимают и проектируют на себя. В связи с этим думайте о своем поведении и подавайте детям только лучший пример.

Работа с трудными подростками

Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:

В школе

Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:

  • Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
  • Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
  • Поддерживать с ним доверительные отношения.
  • Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
  • Признание подростка в социально-значимой деятельности.
Читайте также:  Гид новичка по пикапу для женщин: явки, пароли, правила и трюки

С психологом

Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.

Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.

У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.

При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.

Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.

Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Вёрст - еженедельник о здоровье