Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

При правильном отношении к подготовке детей к школе у подрастающего поколения не будет больших трудностей с освоением школьного материала. Готовность к занятиям в школе показывает не только умение читать, писать буквы, решать небольшие задачки.

Требования к подготовке ребенка к школе: список

К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:

Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
  • Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество
  • Дату своего рождения
  • Домашний адрес
  • ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию)
  • Место работы родителей
  • Известных в стране поэтов и писателей
  • Праздники
  • Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»
  • Дни недели
  • Цвета и оттенки
  • Времена года (с месяцами)
  • Правила движения на дороге
  • Различать домашних и диких животных, называть их детенышей
  • Называть садовые, лесные, полевые цветы
  • Называть перелетных и зимующих птиц
  • Отличать фрукты от овощей
  • Знать профессии
  • Называть виды транспорта и способ его передвижения
  • Пересказывать услышанное
  • Отвечать на вопросы
  • Составлять рассказ по картинке
  • Придумывать сказки
  • Рассказывать стихи наизусть
  • Описывать по памяти
  • Копировать текст и рисунок
  • Заканчивать предложения
  • Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву
  • Разгадывать загадки
  • Считать от 0 до 10 и обратно
  • Знать состав чисел
  • Различать понятия «больше», «меньше»
  • Знать фигуры
  • Писать в клеточках
  • Знать буквы, отличать их от звуков
  • Определять первую и последнюю букву (звук) в слове
  • Подбирать слова на предложенную букву
  • Читать простые слова и слоги
  • Знать, когда заканчивается предложение
  • Обводить по контуру
  • Держать ручку
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список

Несмотря на то, что многим из перечисленных умений ребенок должен обучиться в начальной школе, тестирование перед поступлением в первый класс проводится именно по этим пунктам.

Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список
Требования к подготовке ребенка к школе: список

Проверка готовности

Важно понимать, что 6-летний малыш не обязан быстро читать и писать, это придет со временем. А вот хорошая память, яркое воображение, аналитические способности и проработанная мелкая моторика помогут ускорить этот процесс. 

Развитие каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей, но есть определенные критерии, на которые желательно ориентироваться, чтобы постепенно заполнять возможные пробелы в образовании. Педагоги и психологи советуют составить портрет личности малыша, понаблюдав за его поведением:

  • в общественных местах и домашней обстановке;
  • во время разговора с чужими людьми и родственниками;
  • в отношениях с друзьями и повседневном общении с ними.

Также важно беспристрастно оценить уровень развития речи и владения словом, умение выразить свои мысли и произношение звуков.

Организация любых развивалок для детей 5−6 лет немыслима без элемента игры. Хотя цель обучения — побудить ученика выполнять различные задания, делать это лучше в творческой атмосфере. Не нужно забывать, что в этом возрасте ребенку еще трудно удерживать внимание на определенной задаче, и уроки не должны длиться долго.

Читайте также:  Антидепрессанты без рецептов: названия, список

Лучше заниматься по 20 минут в день с небольшими перерывами, сочетая решение задачек с конструированием поделок, графическими рисунками и веселыми физическими упражнениями. Это поможет выработке следующих качеств:

  • концентрации внимания;
  • умению переключаться с одного вида занятия на другое;
  • делать несколько дел одновременно.

Умения дошколят

Для того, чтобы точно оценить степень готовности вашего чада к школе, стоит ознакомиться с тем, что должен уметь будущий первоклассник в 7-8 лет. Специалистами — педагогами, психологами — составлен примерный перечень того, что обязан знать дошкольник перед поступлением в 1-й класс.

Умения дошколят

Родителям стоит сравнить достижения, умения своего непоседы с рекомендациями специалистов. Если существует достаточно большое отставание, то необходима консультация для родителей у психологов детского дошкольного возраста.

Дошкольник должен уметь:

Умения дошколят
  1. Знать буквы, уметь читать нетрудные тексты. Отличать гласные от согласных букв.
  2. Писать печатными буквами, запомнить небольшое стихотворение или текст, пересказать его.
  3. Считать до 10 и обратно. Уметь решать небольшие задачки на 2 действия. Уметь складывать и вычитать. 
  4. Знать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Уметь изображать их графически.
  5. Знать основные цвета. Различать оттенки.
  6. Находить логические цепочки. Выбирать лишнее из представленной группы предметов. По разбросанным картинкам составить связный рассказ.
  7. Отличать одушевленные от неодушевленных предметов.
  8. Знать как называются части тела человека, уметь показывать их, а также умение нарисовать человечка со всеми частями тела.
  9. Понимать вопросы «Где», «Почему», «Когда», уметь правильно ответить на эти вопросы.
  10. Малыш должен уметь рассказать о себе. Назвать имя, возраст, фамилию. Сказать как зовут маму с папой.

Если родители заняты на работе, не успевают позаниматься со своим чадом, можно записать кроху на выходные дни в кружок, который проводит занятия для дошкольников. К 1 классу дошкольники должны также:

Умения дошколят
  1. Самостоятельно одеваться, раздеваться. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Держать в порядке свои личные вещи, содержать в чистоте рабочее место.
  2. Уметь спокойно сидеть в течении 20 — 25 минут. Слушать и слушаться преподавателя.
  3. Знать общепринятые правила поведения, придерживаться этих правил. Сюда относится не только уважение к старшим, но также уважение и принятие другого мнения.
  4. Ументь отстаивать свою позицию, спорить, не оскорбляя собеседника. Не прибегать к драке как к аргументу в споре.

Важно!Подготовка маленьких детей не должна начинаться в 6 лет. Чтобы снизить огромную психологическую нагрузку на малыша, занятия по подготовке к школе необходимо начинать в раннем детском возрасте. Уже с грудничком можно делать первые легкие пальчиковые упражнения на развитие мелкой моторики крохи. Ребёнку постарше предлагать, развивающие интеллект и физическое состояние крохи, игры. Использовать различные методики подготовки детей к школе.

Умения дошколят

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Список требований к идущему в школу ребенку достаточно велик. Ошибочно полагать, что такой большой объем знаний малыш приобретает за один год подготовительных курсов. Не стоит ограничиваться развивающими занятиями в детском саду, желательно еще заниматься подготовкой самостоятельно.

Лучше начинать готовить ребенка к школе с 4-5 лет, чтобы к 6-летнему возрасту он обладал полной готовностью к освоению школьной программы.ИНТЕРЕСНО: собираем ребенка в школу: список необходимых вещей для первоклассника

Читайте также:  10 типов мужчин, которых стоит избегать, если вы уважаете себя

Попробовать определить, готов ли ребенок к школе, можно и в домашних условиях по специальным методикам. Однако разумнее оставить эту обязанность за психологом детского сада или школы. Он проводит диагностику подготовки детей к школе. Будет оцениваться развитость мышления, полнота знаний, эмоциональная зрелость и социальная готовность ребенка к школе, по итогам которой родителям дадут советы и рекомендации, какие стороны стоит подтянуть, на что обратить внимание. Где-то может понадобиться коррекция.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: техника скорочтения – упражнения для детей с 7 лет

Самостоятельно определить степень готовности можно, проведя подобие собеседования по вопросам этой памятки. Если на большинство из них малыш может ответить и выполнить задания, то он готов к школе. Если нет, то нужно с ним еще поработать и восполнить пробелы в знаниях.

Конечно, если собеседование будет провалено по причине незнания или стрессовой ситуации, в приеме в школу или лицей отказать не могут. Однако, имея полезные умения и навыки, обладая большим багажом знаний, самому ребенку будет легче успевать за школьной программой. Он покажет себя с лучшей стороны и сможет держать успеваемость на высоком уровне.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Освоение принципа чтения по слогам

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Читайте также:  Психосоматика болезней. О чём это?

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Развитие мышления

Мышление — это познавательная деятельность человека.

С мышлением тоже не все так просто. Оно необходимо, чтобы ребенок мог осваивать новые знания. Мышление бывает:

  • действенное;
  • образное;
  • логическое.

Развивается с помощью специальных упражнений. Очень интересных, нужно сказать. По крайней мере, моему сыну Артему эти задания очень нравятся.

Упражнение «Накорми меня»

Для этого упражнения потребуются карточки с изображением животных и того, что они едят. Например, курица, кошка, собака, заяц, коза, пшено, морковка, кость, молоко, капуста. Задача — соединить карточки. Курочку с пшеном, кота с молоком и так далее.

Упражнение «Найди лишнее».

В игру на определение лишнего можно играть с помощью карточек или устно. Задача — исключить лишний предмет из увиденных на карточках или перечисленных взрослым.

Упражнение «Противоположности»

Вы называете слово, например, «большой». Ребенку нужно подобрать слово противоположное по значению — «маленький». И так далее. Широкий-узкий, светлый – темный, сильный – слабый.  Подробнее о развитии мышления я рассказала здесь.

Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки,   конструирования,  рисования.  Но в 5-6 лет  начинается постепенный переход  к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится  целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Вниманию  детей 5-6 лет   характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять  внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок  быстро  отвлекается, он не  может  сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых   направляется на то, чтобы постепенно   повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет   развивать ответственность за результаты своих действий.

Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Данная направленность действий  предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться   любые задания, причем независимо от того   интересно оно или нет.

Вёрст - еженедельник о здоровье