9.Лаврентьева Г.П. « Культура общения у дошкольников» Киев 2007г.

Знакомство ребенка с нормами этикета – первоочередная задача родителей, стремящихся вырастить из него культурную личность с хорошими манерами. Какие методы обучения ребенка правилам поведения в обществе наиболее эффективны?

Как объяснять правила этикета

Детская логика зачастую противоречит предписанным правилам. Зачем, идя в гости, приносить с собой коробку конфет, если хозяева и так накрыли десертный стол? Почему стучать ложкой по столу нельзя, если это так весело?! «Свод законов», давно усвоенный взрослыми, для малыша пока – сложная теория. А любую теорию следует подкреплять практикой. Как следует себя вести нужно показывать на наглядных примерах – дома или в гостях. Причем, этикет нужно преподносить не как вариант поведения «на людях», а как обычные повседневные правила. Их лучше объяснять в максимально доступной форме, не делая акцент исключительно на запретах («Нельзя громко кричать на улице!», «Не трогай витрину руками!»).

Лучше сконцентрировать внимание на том, что «правильно». Если вы указываете ребенку на ошибку, например, «не стоит звонить другу в поздний час», не забудьте озвучить правила телефонного разговора, согласно которым звонки не принято совершать позднее 21 часа и ранее 10 часов. Чтобы правила этикета стали для малыша естественным регулятором поведения, а не навязанным извне сводом строгих законов, важно объяснять их в нужном месте в нужное время, т.е. в конкретных ситуациях, где требуется вести себя согласно социально принятым нормам. Хорошо, если вы будете комментировать поступки других людей или даже героев мультфильмов, поясняя, почему они нарушают нормы этикета или же, напротив, им соответствуют. Таким образом, вы обеспечите малыша практическими знаниями.

Уроки хороших манер для детей

Практически для любой жизненной ситуации существуют свои норма поведения. Имеются правила как вести себя в общественной транспорте, ресторане, за столом, как принимать гостей, как их провожать, как общаться с незнакомыми, как говорить по телефону и т. д. Само чтение этого огромного списка вызывает тоску и скуку, какого же ребёнку, когда его пытаются учить хорошим манерам?

Нравоучения, окрики и личный пример

Уроки хороших манер для детей

И в садиках и в школах сейчас имеются уроки хороших манер для детей и этикета, где детей пытаются научить поведению в обществе и с другими людьми, при этом всё это выглядит не иначе как нравоучения и ряд скучных и длинных правил. Подобные уроки редко приносят положительный эффект, дети не любят навязанных правил и стремятся не выполнять их.

На практике хорошие манеры для детей прививаются зачастую ещё более ужасающим способом. Ребёнка одёргивают, в приказном тоне сообщая что так делать нельзя: «не чавкай!», «сядь прямо!» и т. д. при этом постоянно прикрикивающие на детей родители кричат им о том, что кричать нельзя – не удивительно, что дети не слушаются.

Таким образом можно сказать, что лучшим уроком хороших манер для детей будет не нравоучение и, тем более, не окрик, а собственный пример. Не стоит забывать, дети всегда будут копировать поведение родителей и если родитель позволяет себе кричать в общественном месте, ребёнок будет делать также. Чаще всего родители думают, что они то уже взрослые и знают когда можно нарушать правила этикета, а где их необходимо соблюдать, а вот их ребёнок должен беспрекословно выполнять все установленные правила. Но ребёнку не важно по какой причине родители ведут себя так или иначе, он всё равно будет гораздо быстрее впитывать именно их поведение, нежели их нравоучения и окрики, поэтому, если родители хотят, чтобы их дети были воспитанными и отличались хорошими манерами, они должны всегда и при любых обстоятельствах вести себя при детях в соответствии с теми правилами, которым их обучают.

Уроки хороших манер для детей

Проводя уроки хороших манер для детей, необходимо помнить, что дети постоянно исследуют и открывают этот мир, они каждый час обрабатывают огромное количество информации и, чтобы запомнить то или иное правило, им недостаточно услышать его один единственный раз. Чтобы правило чётко отложилось в голове ребёнка, его необходимо повторять регулярно, желательно привязывая к конкретной ситуации, при этом не нужно использовать никаких иносказаний и говорить в повелительном наклонении. Правило необходимо формулировать чётко и мотивированно.

Читайте также:  8 эффективных методов лечения депрессии без лекарств

Учить хорошим манерам лучше всего на практике, а ещё лучше на чужом примере. Например, в общественном месте кто-нибудь громко кричит, что разумеется, не нравится окружающим и, возможно, ребёнку тоже, это самое подходящее время, чтобы объяснить малышу, что такое поведение является невоспитанным, мешает окружающим и совершенно недопустимо.

Учимся играючи

Уроки хороших манер для детей

Дети не любят учить скучные правила, но при этом, они отлично понимают, что жить по правилам намного лучше и хорошие манеры для детей также важны. Таким образом, научить ребёнка хорошим манерам можно играючи. Дети с удовольствием играют во взрослые игры и охотно играют в игру под названием «хорошие манеры».

Можно поиграть с ребёнком в ситуационную игру. Для этого необходимо написать на листочках различные ситуации, например «разговор по телефону», «поход в театр» и т. д., затем выбирается одна из ситуаций и ребёнок должен придумать 2 истории, в одной из которых описывается правильное поведение, в другой, соответственно, против правил. Затем сценки можно разыграть. Уроки вежливости можно найти на страницах многих детских книжек.

Обучая ребёнка хорошим манерам, важно помнить, что любые нравоучения вызовут лишь отторжение, а приказы чувство протеста. Лучше всего проводить уроки хороших манер для детей во время игры или на конкретных примерах, а самое главное, это постоянно подавать ребёнку свой собственных пример, как положено вести себя в разных местах и в той или иной ситуации.

Уроки хороших манер для детей

Уроки хороших манер для детей в картинках

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Уроки хороших манер для детей

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ

Уроки хороших манер для детей

Вежливость и хорошие манеры для дети школьного возраста

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Приветствие

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа — это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

В гостях

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки и открытки

Благодарственные записки — еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Как привить ребенку уважение к взрослым

Обучение детей уважать взрослых — еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Дети и вежливость

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

Поведение в коллективе

Что такое коллектив? Коллектив — это люди, объединенные одним общим делом. В социуме существуют правила поведения, которые регулируют отношения и помогают отрегулировать возникновение конфликтов. Рассмотрим их.

  1. Относись к окружающим вежливо и уважительно, это поможет установить доверительные отношения.
  2. Не кричи и не перебивай других.
  3. Умей отстаивать свою точку зрения.
  4. Помогай, если просят. Обязательно помоги тем, кто младше тебя если у них что-то не получается.
  5. Если что-то обещаешь, старайся выполнить, чтобы не говорили, что ты лгун.
  6. Не обманывай, не кради, не дерись.
  7. Умей признать свою вину и попросить прощения.
  8. Прислушивайся к друзьям.
Поведение в коллективе

Дети учатся, наблюдая за своими родителями, поэтому направляйте их на путь истинный собственным примером. Важно не только объяснять правила этикета, но соблюдать их. Помните, что родители — главные люди в жизни ребенка, на которых он стремится равняться. Хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили.

Памятка по основам столового этикета

Для начала неплохо бы вспомнить, в чем заключаются основные правила поведения за столом. Вот памятка для детей и взрослых.

  • В первую очередь, это обязательное соблюдение гигиены. В этом случае речь идет о тщательном мытье рук перед тем, как приступить к еде.
  • Во-вторых, прием пищи – не лучшее время для того, чтобы завязывать оживленную беседу. Во время еды нужно делать паузу. Говорить с набитым ртом, как минимум, некрасиво. И если уж хочется что-то сказать, то делать можно только после того, как еда уже проглочена. У этого правила есть и другая причина – если говорить с полным ртом, можно ненароком и подавиться.
  • В-третьих, нужно помнить, что посуда – предмет личного пользования. Поэтому во время еды каждый ест из своей тарелки и своей ложкой или вилкой.
  • В-четвертых, нельзя класть ножки на стол (то же касается и локтей)
  • В-пятых, грязные руки или рот можно и нужно вытирать о специальные салфетки, а не о скатерть и не о собственную одежду.
  • В шестых, во время еды следует сидеть рядом со столом, а не развалившись на стуле. Для того, чтобы еда выпавшая по дороге в рот не испачкала одежду и не упала на пол.
  • В седьмых, даже если  подали нелюбимое блюдо не заявлять  — «фи невкусное»
  • Восьмое правило: не стучать ложкой по стакану или тарелке и не хлебать звучно из ложки.
  • Девятое — нельзя жевать чавкая и с открытым ртом, а также облизывать пальцы.
  • Десятое  — нельзя уходить из-за стола когда ребенку заблагорассудиться.

Но прежде чем малыш освоит самое сложное, важно научить его хотя бы как нужно держать ложку и вилку и правильно сидеть за столом.

Для трехлетнего, и тем более для двухлетнего ребенка это актуальный вопрос.

Уроки хороших манер. Правила поведения в школе/ Этикет двора

  • 00:10:53
  • 00:13:19
  • 00:13:11
  • 00:12:59
  • 00:13:11
  • 00:12:52
  • 00:13:07
  • 00:13:22
  • 00:12:22
  • 00:13:18
  • 00:13:19
  • 00:13:06
  • 00:13:21
  • 00:13:22
  • 00:13:27
  • 00:13:00
  • 00:13:01
  • 00:13:06
  • 00:12:51
  • 00:12:42
  • 00:13:21
  • 00:13:18
  • 00:13:21
  • 00:12:23
  • 00:12:33
  • 00:12:55
  • 00:12:44
  • 00:12:55
  • 00:13:22
  • 00:13:22
  • 00:12:58
  • 00:12:23
  • 00:13:09
  • 00:13:22
  • 00:13:04
  • 00:12:24
  • 00:13:08
  • 00:12:24
  • 00:12:31
  • 00:13:18
  • 00:12:41
  • 00:12:27
  • 00:13:20
  • 00:12:23
  • 00:12:22
  • 00:13:19
  • 00:12:23
  • 00:12:52

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.
Общие рекомендации

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Столовый — Благородство нужно воспитать

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  1. кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
  2. не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
  3. сильно набивать рот;
  4. садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
  5. класть локти на стол;
  6. брать пищу руками (ковыряться);
  7. выплёвывать еду;
  8. откидываться и раскачиваться на стуле;
  9. сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  1. помыть руки перед едой;
  2. приступать к еде со всеми вместе;
  3. кушать молча;
  4. пользоваться салфетками;
  5. благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.
Вёрст - еженедельник о здоровье