Невроз – симптомы и лечение у ребенка или взрослого

Отдельную нишу среди психогенных заболеваний занимают неврозы, также именуемые невротическими расстройствами. Невроз – собирательный термин, обозначающий отдельные виды расстройств невротического характера, которые имеют обратимый характер и отличаются упорным затяжным течением болезни.

Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и классификация заболевания

Невротическое расстройство у дошкольников — обратимое психогенное нарушение, которое представляет собой ответную реакцию ребенка на психотравмирующие обстоятельства. Симптомы различны и зависят от типа патологии, личностных характеристик больного. Общие проявления следующие:

  • неустойчивость и резкие перепады эмоционального фона, настроения;
  • повышенная слезливость и капризность по малейшим поводам;
  • раздражительность, гипервозбудимость;
  • непереносимость каких-либо внешних раздражителей: яркого света, определенного запаха, звука и т.д.;
  • повышенная двигательная активность, возможны навязчивые движения при неврозе навязчивых состояний у детей дошкольного возраста;
  • неустойчивость заинтересованности к играм и развлечениям;
  • плохая концентрация внимания;
  • нарушение аппетита и сна.

Психологические симптомы сопровождаются нарушениями психосоматики: головная боль в висках, тремор рук или ног, нарушение чувствительности тела, повышенная утомляемость — спутники невроза у детей. Виды расстройств:

  • Невроз страха. Дошкольный период характеризуется повышенной склонностью к фобиям и страхам. Чаще всего такой тип патологии выражается в истериках или капризах перед сном. Причинами выступают: страх темноты, страх ложиться спать и засыпать. У немалого количества детей наблюдается страх посещения детского сада. В этой ситуации взрослым нельзя ругать малыша, наказывать и стыдить.
  • Невроз навязчивых состояний проявляется в необычных движениях и привычках. Это может быть покусывание пальцев, обгрызание ногтей, выдергивание волос, раскачивания тела ритмичными однообразными движениями.
  • Истерический невроз проявляется повышенной раздражительностью. Маленький пациент слишком бурно реагирует на родительское «нет» – демонстративно падает на асфальт, бьется руками и ногами о пол, кричит, рыдает.
  • Патологический энурез — явление, которое происходит ночью после психотравмирующей ситуацией. Развитию энуреза способствуют родительские физические наказания, моральное давление, стрессы в жизни малыша. Кроме недержания мочи наблюдается повышенная плаксивость и капризность. Возможно появление тиков, заикания.

Отчего нарушается работа мозга

Неврозоподобный синдром у ребенка может возникнуть под воздействием таких факторов:

  • нарушение внутриутробного развития ( а также негативные факторы во время беременности – алкоголизация родителей, и.т.п.);
  • перенесенные в раннем возрасте заболевания нервной системы (они могут иметь различное происхождение: травматическое, инфекционное, и.т.д.);
  • соматические нарушения (очаги хронической инфекции, нарушения работы сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, аллергия);
  • наследственная неполноценность определенных систем мозга.

Факторы могут быть разные, но как результат – возникает определенное нарушение в работе мозга ребенка. У детей, имеющих неврозоподобный синдром, при обследованиях обнаруживают небольшие органические нарушения и дисфункцию некоторых глубинных структур мозга.

Такие нарушения иногда могут сопровождать и серьезные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Но в последнем случае ребенка с детства наблюдает психиатр, и лечение назначает именно он. Здесь патологию ни с чем не спутаешь.

В остальных случаях, когда у ребенка обнаруживается неврозоподобный синдром, лечение осуществляет невропатолог.

Причины возникновения

Не полностью сформировавшаяся детская нервная система является очень ранимой. Если малышу в таком состоянии не оказать вовремя помощь, затянувшаяся ситуация может отразиться на его здоровье. Возможно развитие невротического состояния, возникновение проблем в общении с окружающими, необратимые личностные изменения.

Причины возникновения

В основном первопричиной развития неврозов у детей являются протекающие с отклонениями беременность и роды, что приводит к гипоксии плода.

Почитать в тему: Как подготовить первого ребенка к рождению второго Как сдержаться и не накричать на ребенка

Причины возникновения

Возникновению заболевания способствует также:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Ситуации, травмирующие психику;
  • Некоторые болезни;
  • Недостаток сна, состояние физического или эмоционального напряжения;
  • Нарушение привычного образа жизни;
  • Внутрисемейные проблемы или изменения.
Причины возникновения

Пол и возраст ребенка, нюансы воспитания, его конституция и темперамент – эти факторы влияют на протекание болезни и ее выраженность. У двухлетнего крохи невроз может возникнуть из-за разлуки с родителями, после посещения детского сада.

Читайте также:  Как лечить клещевой энцефалит в домашних условиях?

Причинами неврозов у детей старшего возраста являются факторы более серьезные: сильные страхи, развод родителей, физические наказания.

Причины возникновения

Наиболее подвержены заболеванию детки в возрасте от 3 до 7 лет, в это время малыши переживают возрастные кризисы. Почитать в тему: Как правильно разговаривать с ребенком

Признаки невроза у подростков

Не всегда родители могут вовремя выявить симптомы заболевания, ведь дети в таком возрасте начинают скрывать от окружающих свои душевные невзгоды. Они считают себя взрослыми и стараются решить проблему собственными силами. Тем не менее есть ряд признаков, по которым можно опознать начало невроза:

Признаки невроза у подростков
  • беспричинные головные боли;
  • проблемы со сном: ранний подъем, невозможность долго уснуть;
  • повышенная утомляемость;
  • снижение концентрации внимания и усидчивости;
  • частые смены настроения и раздражительность;
  • боли в области сердца или живота (без органической причины);
  • проблемы в школе, когда ребенок не может справиться с простыми заданиями;
  • появление тревожности и страхов;
  • навязчивые действия;
  • заниженная самооценка, неуверенность в себе и др.
Признаки невроза у подростков

Признаки невроза у подростков

Терапия детских неврозов

Лечением проблемы занимается психолог или психотерапевт. Оно представляет собой систему воздействия на психику и характер ребенка. Терапия начинается с изучения психологического климата в семье. При необходимости проводится его коррекция, индивидуальные беседы с родителями. С ребенком проводят арттерапию, ролевые игры, которые учат преодолевать проблемные ситуации и страхи. Если речь идет о подростках, то их неврозы лечат аутогенными тренировками, гипнозом.

Стоит отметить, что медикаменты в лечении неврозов практически не применяются. Они имеют второстепенное значение. Чаще всего это успокоительные средства на растительной основе, поливитаминные комплексы. Положительный эффект приносит медикаментозный сон и ванны.

Родители должны всегда помнить, что лучшей профилактикой неврозов является здоровая обстановка в семье, общение, внимание к ребенку, совместное времяпровождение и соблюдение режима дня.

Диагностика и лечение

Для диагностики астенического невроза врачи пользуются методом клинической беседы. Он говорит с родителями и ребенком. Врачу важно установить причину невроза – от этого зависит лечение. Чаще всего причиной выступают чрезмерные требования от ребенка или гиперопека. В таком случае назначаются сеансы семейной психотерапии.

Для детальной диагностики врач использует патопсихологические методики: тематический апперцептивный тест, методику незаконченных предложений или тест Люшера. Психологические методы помогают установить истинное отношение ребенка к родителям, выявить его переживания или спрогнозировать дальнейшее ведение пациента.

Лечение неврастении у детей – это коррекция образа жизни членов семьи, воспитывающих ребенка. Для этого назначаются сеансы у психолога или психотерапевта. Для нормализации психического состояния используются антидепрессанты, анксиолитики или седативные препараты. Улучшается настроение, сон и общая адаптация организма к негативным факторам.

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос! поиск врачаСмотрите также:

  • Какие виды психических расстройств бывают
  • Параноидное расстройство личности
  • Что такое Расстройство адаптации
  • Расстройство пищеварения
  • Что такое пограничное расстройство
  • Что такое Конверсионное расстройство

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Читайте также:  Как быстро вылечить невралгию (воспаление) лицевого нерва

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Симптомы

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Клиническая картина при неврозе зависит от полученной психотравмы и индивидуальных особенностей ребенка. Основные формы невротических состояний характеризуются такими проявлениями.

Детские неврозы имеют физиологические и психологические признаки. К симптомам физиологического характера относят:

  • Нарушение сна. Первыми проявлениями невроза у детей является прерывистый сон или бессонница, появление ночных кошмаров.
  • Снижение аппетита. Малыш все чаще отказывается от еды, возможны рвотные рефлексы во время приема пищи. У подростков иногда фиксируется анорексия.
  • Частые головокружения, головные боли.
  • В теле ощущается слабость, повышенная утомляемость.
  • Неврозы у детей дошкольного возраста часто проявляются в виде недержания мочи, нервного кашля.
  • Нервные подергивания конечностями, появление судорог.

Помимо физиологических симптомов, неврозное состояние сопровождается и психологическими признаками:

  • Частые истерики, дети младшего возраста могут падать на пол и рыдать.
  • Раздражительность.
  • Появление всевозможных фобий.
  • Затяжная депрессия (наиболее часто встречается в подростковом возрасте).
Читайте также:  Абдоминальная мигрень: причины, симптомы, методы лечения

Поведение родителей

Лечение неврозов у детей может занимать длительное время. Эффективность терапии во многом зависит от поведения родителей.

Если предписания врачей выполняются, но ошибки в воспитании не будут исправлены, то облегчение состояния маленького пациента произойдет лишь на время. Устранение невроза любого типа — совместный труд врачей и родителей.

Поведение родителей

Рекомендации родителям:

  • с ребенком необходимо как можно больше общаться спокойным тоном;
  • при лечении неврозов ускорить выздоровление могут игротерапия и сказкотерапия;
  • при воспитании малыша важно исключить факторы, которые спровоцировали невроз;
  • предписания врачей и назначенные процедуры должны выполняться в обязательном порядке;
  • контроль круга общения ребенка;
  • создание для малыша максимально благоприятных условий жизни.

Понятие невроза в современной науке

Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].

По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].

Существуют определенные характерные особенности реактивных состояний, позволяющие отграничить их от других заболеваний. Наиболее распространенной точкой зрения на отличительные особенности реактивных состояний является «триада Ясперса» [1]:

  1. Психогенные заболевания вызываются психи­ческой травмой;
  2. Психическая травма находит отражение в содер­жании симптомов этих заболеваний;
  3. Реактивные состояния заканчиваются при пре­кращении действия вызвавшей их причины.

Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.

В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:

  • По мнению В.Н. Мясищева (1939), «невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности» [2].
  • С точки зрения Б.Д. Карвасарского (1980), «неврозы – это психо­генные заболевания личности, возникающие в ре­зультате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфи­ческих клинических феноменах при отсутствии психотических явлений» [1].
  • По мнению В.Я. Сямке (1988), «неврозы – это функциональные болезненные со­стояния, возникающие и развивающиеся в услови­ях незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы) и непре­одолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения» [1].
  • По мнению группы отечественных ученых, «неврозы – обратимые пограничные психические расстройст­ва, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основ­ном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами» [5].

Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.

Отличительные признаки неврозов обычно рассматриваются в рамках отличий неврозов от психопатий, которые так же относятся к пограничным состояниям: «неврозы – формы преимущественно приобретенные, возникающие у до того практически здоровых лиц, тогда как психопатические состояния в большей степени конституционально обусловлены … Первые отличаются парциальностью личностных расстройств, в результате чего возмож­на их компенсация. Для психопатий же типична тотальность этих расстройств … В формировании неврозов определяющее значение принадлежит внешним обстоятельствам, значение которых ока­зывается всегда большим, чем при психопатиях» [6]. Кроме того, отмечают такие отличительные особенности неврозов, как отсутствие нарушений интеллекта, сохранность критики (невротики относятся к своему состоянию как к болезни, в то время как психопаты боль­ными себя не считают), отсутствие проявлений, характерных для других психических заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессив-ного психоза и т.д.) [1].

Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.

Вёрст - еженедельник о здоровье