Нервная система человека – строение и функции, особенности

Вегетососудистая дистония – сложно диагностируемый синдром, включающий в себя ряд разнообразных симптомов. Потому что расстройство вегетативной нервной системы негативно сказывается на всем организме человека. И нарушает функцию соответствующего органа.

Строение вегетативной нервной системы

Вся работа вегетативной системы осуществляется за счёт нейронов внутри нервной системы человека. Благодаря им и их сигналам, отдельные органы получают соответствующие «приказы» или «сообщения». Все сигналы поступают с головного мозга и спинного. Нейроны, в том числе, отвечают за работу слюнных желез, функционирование ЖКТ и работу сердца. Если у вас наблюдается синдром ВСД, наверняка вы замечали, как в стрессовой ситуации начинает крутить живот, появляется запор или наоборот, срочно нужно в туалет, также увеличивается сердцебиение, а слюна быстро скапливается во рту. Это только часть симптомов неправильной работы вегетативной системы.

Необходимо знать из чего состоит вегетативный отдел нервной системы, если страдаете её расстройством. ВНС делится на симпатическую и парасимпатическую. Ранее мы уже немного затрагивали эту тему, однако, теперь рассмотрим её более подробно.

Как говорилось выше, ВНС участвует во множестве процессов. Для наглядности советуем изучить следующие изображения, где изображены органы, на которые влияет ВНС.  Общий план строения вегетативной нервной системы выглядит следующим образом.

Строение вегетативной нервной системы

Нажмите для увеличения

Система отвечает на раздражения, поступающие снаружи или внутри организма. Каждую секунду она выполняет определённую работу, о которой мы даже не догадываемся. Это яркий пример того, что тело живёт независимо от нашей сознательной жизни. Так, вегетативная часть нервной системы в первую очередь отвечает за работу дыхания, кровообращения, уровень гормонов, выделения и сердцебиения. Можно отметить три вида контроля, которое осуществляет этот отдел нервной системы.

  1. Точечное воздействие на отдельные органы, например, на работу ЖКТ – функциональный контроль.
  2. Трофический контроль отвечает за обмен веществ на клеточном уровне в отдельных органах тела.
  3. Сосудодвигательный контроль контролирует уровень кровотока к тому или иному органу.
Читайте также:  Головокружение и тошнота при нормальном давлении, причины

Диагностические мероприятия. К какому специалисту обратиться?

Факторы риска вегетососудистой дистонии у подростков

Первое, что необходимо сделать родителям при выявлении у ребенка каких-либо симптомов, – это обратиться к врачу, в данном случае – к педиатру. На основании анамнеза, осмотра и оценки результатов основных исследований (электрокардиограмма, общие анализы мочи и крови) специалист направит пациента на дальнейшие обследования для уточнения диагноза ВСД и назначения адекватного лечения. В диагностике и терапии недуга могут принимать участи такие врачи:

Диагностические мероприятия. К какому специалисту обратиться?
  • эндокринолог;
  • невролог;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • отоларинголог;
  • гастроэнтеролог;
  • уролог;
  • психотерапевт.

Комплексная диагностика заболевания может включать проведение таких методов:

  • исследование крови на гормоны;
  • ультразвуковое обследование щитовидной железы;
  • мониторинг артериального давления;
  • электрокардиограмма;
  • ультразвуковое обследование сосудов, расположенных в головном мозгу;
  • магнитно-резонансная томография;
  • вегетативные пробы.

Симптомы ВСД у детей 7-12 лет

Диагностические мероприятия. К какому специалисту обратиться?

Полноценная диагностика позволяет подобрать наиболее подходящее лечение, которое максимально эффективно избавит от недуга.

Парасимпатический отдел

Симпатический отдел вегетативной нервной системы несет ответственность за ее активность. Он запускает телесные реакции, которые условно называют «бей или беги». То есть, симпатика запускается в ответ на ситуацию, требующую активности.

Физически это проявляется следующим образом:

Парасимпатический отдел
  • повышение мышечного тонуса;
  • увеличение пульса;
  • расширение зрачков;
  • повышение уровня кровяного давления.

Во время работы симпатического отдела вегетатики накопленная организмом энергия активно расходуется. Для того чтобы восстановить энергетические запасы, важно, чтобы деятельность симпатического и парасимпатического отдела чередовалась.

Противоположный симпатическому отделу вегетативной нервной системы – парасимпатический отдел. Считается, что он отвечает за расслабление организма, так как при его активации сердцебиение замедляется, зрачки расширяются, дыхание становится более глубоким и размеренным.

Но, на самом деле, одна система начинает трудиться только после того как парасимпатика активизируется. И эта система – пищеварительный тракт.

Читайте также:  Водянка (гидроцефалия) головного мозга у новорожденного

Кроме того, такая классификация нервных систем по отделам вегетатики предполагает, что парасимпатика отвечает за запасание энергии.

Парасимпатический отдел

Важно понимать, что разделение нервной системы по функциям и отделам носит условный характер, так как деятельность этой важнейшей для человека системы осуществляется комплексно, а все описанные категории тесно взаимосвязаны. Например, известно, что психическое состояние оказывает непосредственное влияние на физиологическое состояние.

Существуют заболевания, носящие названия психосоматических, которые возникают исключительно под воздействием психогенных факторов (стрессов, переживаний, фобий). Также многие опасные соматические заболевания, такие как инфаркт, инсульт и, по некоторым данным, онкология, могут возникать под воздействием эмоционального стресса.

Поэтому понимание того, какие классификации нервных систем существуют, чем отличаются, и как взаимосвязаны между собой, позволяют не только положительно повлиять на собственную эрудицию, но и предупредить развитие неврологических заболеваний, поспособствовать устранению психогенных расстройств.

Как формируется личность ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. оральную;
  2. анальную;
  3. фаллическую;
  4. латентную;
  5. генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям;
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону.

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  • Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих.
  • Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  • Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).
Вёрст - еженедельник о здоровье